14 АВГУСТА 2018, ВТОРНИК, 11:53

СТАТЬЯ

Производство высокотехнологичного оборудования в РФ - Приоритетная задача

В России производство высококонкурентных не лицензионных, а именно российских станков – одна из важнейших экономических задач. Необходимо не только научиться создавать востребованное оборудование и производить его в необходимом для нашей промышленности количестве, но и выстраивать четкую систему выхода с новыми разработками на международные рынки. Задача эта непростая, поскольку за последние 15-20 лет Россия в станкостроении свои преимущества существенно утратила. И вновь «стартовать» нам придется в сложных условиях – доля импорта в станкостроении превышает 80%. Этот важный для российской экономики вопрос импортозамещения недавно обсуждался на заседании президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященное станкостроению. 

Со стороны государства нужна действительно существенная и действенная помощь отрасли. На мой взгляд, еще необходимо определиться по каким направлениям и каким образом эта помощь должна оказываться, чтобы страна получила ощутимый результат на выходе. Пока нет четкого понимания того, каким должно быть соотношение помощи научным разработкам и собственно производству, какие виды помощи требуются, насколько активно мы используем в станкостроении новые технологии, появившиеся новые материалы. Но прежде чем продумывать какие-то новые инструменты помощи со стороны государства, важно понять, насколько эффективны уже имеющиеся каналы.

Перед станкостроителями стоит задача успешной конвертации спроса в инвестиционный ресурс, но пока предлагаемые государственные системы стимулирования предприятий не позволяют им выстраивать долгосрочное сотрудничество, а получаемые от проектов средства слабо инвестируются в новые разработки.

На заседании обращалось внимание на то, что нам необходимо «закрывать» внутренний рынок станков, на котором сегодня в основном работают традиционные станки отечественного производства. И государственные стимулирующие средства по ограничению поставок иностранной продукции, если существуют аналоги российского производства конечно в определенной степени работают, но, на мой взгляд, это не решение проблемы. Так же следует понимать, что мало установить сверху доли закупаемого отечественного механообрабатывающего оборудования (которая должна в 2016 году вырасти с 10% до 20 - 30%. А к 2020 году эта доля должна составить 60%), необходимо, чтобы это оборудование соответствовало стандартам.

Среди важных финансовых стимулов следует назвать государственное субсидирование комплексных инвестиционных проектов и выплату компенсационных процентов по кредитам, направленных на пополнение оборотных средств.

В сфере станкостроения также реализуются программы поддержки частных инвесторов при создании ими серийных производств и государственно-частное партнёрство. Предпринимаются попытки международного сотрудничества, в том числе создаются международные инжиниринговые центры по обучению персонала. Но все это – лишь первые шаги, поскольку, например, доля на рынке отечественных производителей точных станков с ЧПУ не превышает 5%.

На что обращали внимание руководители предприятий, участвовавшие в заседании. Во-первых, на то, что выделяемые государством средства на техническое перевооружение авансируется только на 10–20%, а остальные средства отдают предприятиям только под гарантии, которые предприятия часто представить просто не могут. Поэтому, по мнению, станкостроителей, необходимо при Минпроме создать общий реестр добросовестных предприятий станкостроения, и если предприятие занимает высокие строки в рейтинге оно может освобождаться от необходимости предоставления гарантий. Во-вторых, был сформулирован запрос на субсидирование, например, 10% от реализации станков. Такой инструмент использовался в сельхозмашиностроении и показал свою эффективность. В-третьих, необходимо, по мнению производителей, использовать лучшие международные стимулирующие практики, как, например, 50% субсидирования по первому станку, в случае, если внедряется что-то принципиально новое. В-четвертых, необходимо, наконец, уменьшить налог на прибыль на сумму затрат на НИОКР. Понятно, что эта мера - стимул для создания новых образцов машин и оборудования. Но решить этот вопрос не удается уже много лет. По мнению производителей необходимо упростить взаимодействие между конструкторскими бюро предприятий различной подчиненности и форм собственности, так как сотрудничество с бизнес-структурами гораздо проще, чем сотрудничество с конструкторскими бюро госкорпораций. Наконец, вновь прозвучало предложение о том, что при формировании учебных программ высших учебных заведений, учитывался запрос предприятий, бизнес-сообщества. Это необходимо для того, чтобы придать инженерному образованию практическую направленность.

Какие-то предложения из прозвучавших на заседании – новые, какие-то повторяются из года в год, но при этом важно четко понимать, что основа импортозамещения – это обработка сырья и производство продукции на станках и оборудовании, произведенных в России. Дальше тянуть с решением этой проблемы нельзя.



Чтобы добавлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь
ПОДЕЛИТЬСЯ
РЕЙТИНГИ
По количеству статей и инициатив
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
ДЕПУТАТЫ
ИНИЦИАТИВЫ
Пивков С.А. Архангельское областное Собрание депутатов 1
425 359 72024 0
Карамышев В.Н. Государственная Дума РФ 2
415 535 74327 0
Саралиев Ш.Ю. Государственная Дума РФ 3
394 130 67384 0
Шагапова Р.А. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан 4
302 437 66925 3
Егорова Т.Б. Парламент Кабардино-Балкарской Республики 5
209 21 30967 0
РЕЙТИНГ СФОРМИРОВАН ПО ДАННЫМ ПОРТАЛА ПО КОЛИЧЕСТВУ:
статей и инициатив лайков просмотров комментариев
Подробнее
Яндекс.Метрика