18 ДЕКАБРЯ 2017, ПОНЕДЕЛЬНИК, 00:34

СТАТЬЯ СМИ

Унижение Кавказа воронежской домохозяйкой и нижневартовским ОМОН… Ситуация становится нестерпимой. Мнение депутата Госдумы Ш.Ю. Саралиева.

~На днях Россию сотряс новый скандал, связанный с оскорблением и унижением двух чеченских девушек полицией Воронежа. Новый вызов межнациональному миру в стране вызрел далеко не случайно.

Напомним, 27 июля четверо полицейские, двое из них были в обычной одежде, подошли на улице к двум чеченским девушкам и стали требовать показать им документы. Это переросло в скандал. Одна из девушек позвонила своим отцу и брату, и когда те приехали на место, их просто скрутили и увезли в РОВД.

On Kavkaz подробно освещал саму суть скандала, а также реакцию на него руководства Чечни. Глава республики Рамзан Кадыров, возмущенный унижением чеченских девушек, потребовал от властей Воронежской области срочно разобраться и определить степень виновности его зачинщиков.

По словам главы Чечни, многие высокопоставленные чиновники подключились к данному вопросу и выступили с осуждением ситуации. Среди них губернатор области, председатель Воронежской областной думы, депутаты от области в Госдуме России, председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов.

История вызвала общественный резонанс. Следственный комитет и МВД по Воронежской области проводят проверку. Однако нас интересует, как вообще такой инцидент стал возможным в нашей стране? Тем более, что сразу после него случилось избиение молодых чеченцев бойцами ОМОН в Нижневартовске.

 

Случайны ли эти пугающие инциденты? С какими глубинными причинами они связаны? И что власти должны для исключения подобных провокаций в будущем? На вопросы On Kavkaz отвечают депутат Госдумы Шамсаил Саралиев и руководитель Центра этнопроблематики в СМИ при Союзе журналистов России Сулиета Кусова-Чухо.

В течение двух суток Кавказ потрясли две возмутительные истории – с оскорблением молодых чеченок в Воронеже и избиением молодых чеченцев в Нижневартовске. Считаете ли вы их случайностью или закономерным итогом накапливающихся в российском обществе фобий по отношению к выходцам с Кавказа?

Шамсаил Саралиев

Я бы смотрел в корень этой проблемы. Все началось с развала СССР, с Первой и Второй Чеченских кампаний. Федеральные СМИ тогда вели античеловеческую, антироссийскую пропаганду. Вчерашние молодые люди, которым эти установки внедрялись в сознание, сегодня работают в различных ведомствах, правоохранительных органах.

В сознании людей осталось, что Кавказ – это не Россия. Сколько было националистических митингов с призывом отделить эти регионы. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашних деяний. Этот вирус блуждает в умах людей. В своем выступлении я отметил, что национальная политика хромает. Она нуждается в существенной доработке.

За все годы в СМИ выработался прочный образ Кавказа, как некоего вражеского стана, и, к сожалению, люди это воспринимают. Мы граждане России, а не с Африки приехали, это наше государство, мы его любим и защищаем и нам не надо оправдываться перед кем-либо. Соответственно мы должны соблюдать законы России и быть добропорядочными гражданами, коими и являемся.

 

Сулиета Кусова-Чухо

Это глубокий вопрос, по сути, он уже содержит ответ. Конечно, это итог накапливающегося неприятия Северного Кавказа. Тему кавказофобии и исламофобии я проанализировала в книге «Россия между Норд-Остом и Бесланом», выпущенной в 2010 году. За последние 20 лет эти проблемы достигли своего апогея.

Отторжение собственных граждан как инородного тела – это аномалия новейшей российской истории. Казалось, что тема будет закрыта, когда Владимир Путин объявил перезагрузку национальной политики. Стало очевидным, что Россия трещит по этно-конфессиональным швам.

Было озвучено множество стратегий и концепций на президентском уровне, но ни одна из них пока не реализована на практике. А созданное Федеральное агентство по делам национальностей оказалось технологической структурой, сосредоточенной на установке неких серверов на миллионные суммы для оповещения грядущих этно-конфликтов. Интересно, а почему не сработал ни один сервер в Воронеже?

Со всей ответственностью констатирую, что в такой гиперстратегической структуре, как ФАДН собраны люди, не имеющие ни малейшего представления о глобальности задачи, которую им предстоит решить. Здесь нужен человек уровня члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова. А где же его взять в «эпоху стертого лица», как обозначил наше время Дмитрий Быков?

Кавказофобия формировалась долго и мощно. Над созданием негативного образа Кавказа много лет работали, скажем прямо, солидные структуры. Например, глава «ЛДПР» Владимир Жириновский, или партия «Родина» во главе с Дмитрием Рогозиным, не говоря уже о многочисленных политологах и журналистах.

В числе которых, замечу, был очень активным нынешний депутат Петр Толстой вместе с коллегой Добровым в бытность их ведущими канала небезызвестного православного банкира Пугачева. А сколько фильмов снято на тему «злобных кавказцев»: «Война», «Спецназ», «Пленный» и т.д. И ни одного позитива, разве что фильмы Никиты Михалкова «12», и Александра Сокурова «Мать и сын», и те – про войну.

Список трансляторов кавказофобии обширен, все это можно найти в моей книге. Кроме того, оказала влияние и политика, связанная с войной в Чечне. Выработался образ агрессивного кавказца, который своим халифатом покушается на целостность России. Однако не было сделано ничего, чтобы этот образ разрушить.

В последние годы наполнение кавказофобии изменилось. Теперь Кавказ представлен, как не подлежащий модернизации, архаичный, клановый, бездарно пожирающий российские трансферты. И тиражирование этой информации начинается с чиновников первого эшелона в вариациях «хватит кормить Кавказ».

И выкрик воронежской женщины «уезжайте к себе в Чуркистан» скорее выражает общероссийские настроения. Это лишь один из сюжетов, которым полна Россия. Тут в Москве не раз мы слышали «уезжайте в свои горы».

Возможно, молодая чеченка была излишне эмоциональна и провокационна. Но я благодарна ей за то, что она привлекла внимание таким образом к проблеме, которую мы просто не замечаем и рапортуем, что у нас нет ксенофобии.

 

Несмотря на внимание федеральных властей к повышению духовности общества и общей исторической памяти российских народов, очевидно, что в обществе растет взаимное недоверие, отчуждение и агрессия. Насколько угрожающий характер может принять это явление, и в чем его основные причины?

Шамсаил Саралиев

В 2012 году в Госдуме мной был поднят вопрос о прекращении упоминания в СМИ любой национальности в негативном контексте. Мы знаем, что постоянное упоминание кавказского происхождения преступников постепенно породило агрессию в нашем обществе. Тогда мы предложили, либо упоминать все национальности, либо вообще никого.

Было принято решение исключить подобные провокации из российских СМИ. Эти механизмы препятствуют разгоранию конфликтов на межнациональной почве. Подобную практику необходимо внедрять на государственном уровне, чтобы снизить уровень озлобленности среди населения.

Сулиета Кусова-Чухо

Это тема для глубоких исследований, сложно отвечать на этот вопрос несколькими фразами. Практически я ответила на него недавно в статье «Русский мир глазами инородца» (в газете «Московский Комсомолец» от 15.07.2017). Россия не видит Россию, Россия не слышит себя.

Мы говорим о гражданской нации, но ничего не знаем друг о друге. Давайте, уже начинать вместо «дружбы народов», лепить «дружный народ», как сформулировал эту сверхзадачу национальной политики академик Валерий Тишков. И в этом проекте консолидации каждый народ должен быть признан равноправным.

О каком гражданском единстве можно говорить, если до сих пор парламент Краснодарского края не желает признать мой маленький шапсугский народ коренным малочисленным народом края, тем самым лишая его всякого статуса?! Какая угроза может исходить черноморскому побережью от несчастных 10 тысяч недобитых шапсугов?!

Почему бросать венки в Черное море в память по погибшим мухаджирам в траурную для адыгов дату 21 мая считается преступлением? Унизили нашего старейшину Руслана Гвашева. Довели до инфаркта только за то, что он провел поминальный молебен в этот день у Тюльпанового дерева.

Как можно выстраивать гражданскую консолидацию без общеисторической памяти, где у многих российских народов есть свой вклад в общую летопись страны? Почему на федеральном уровне не озвучивают дату, когда в 1741 году дагестанские народы остановили персидского Надир-шаха, которого недаром называли «Грозой вселенной»?

Ведь он стремился дальше на Россию, но застрял в горах Дагестана. Там же в горах Дагестана уже в 20 веке была спасена целостность России: известные ботлихские события августа 1999 года. Почему бы об этом не говорить громко на федеральных каналах?

Нам предлагают дружно праздновать День единения народов 4 ноября - освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. Но в это время Россия не представляла еще сообщество народов. И стоит ли привязывать искусственно к этому дню российских инородцев?

Надеюсь, что когда-то Стратегия по созданию гражданской нации заработает. Только при этом надо помнить о недавнем опыте Советского Союза – опыте создания советского человека. Надо заметить, неплохого человека. И на это работали литература, кино, журналистика, интеллектуалы.

Аристократия духа, а не звездуны и звездульки. Сегодня ни один «вашингтонский обком» по своей вредоносности не сравнится с главными федеральными каналами, судя по тому, какой образ России они ежедневно транслируют «городу и миру». Еще раз вспомню Дмитрия Быкова: «безмозглая, бессмысленная груда лежит на месте рухнувшей страны».

 

Примечательно, что на ксенофобские высказывания жительницы Воронежа в отношении уроженок Чечни, отреагировал только чеченский Центр «Э», взявшийся проверить их на признаки наличия экстремизма.

В то время как силовые правоохранительные структуры Воронежской области демонстративно предпочитают не замечать состава преступления. Однако если бы подобные высказывания публично прозвучали из уст уроженцев Чечни или другой республики Кавказа, силовые структуры отреагировали бы немедленно.

Не говорит ли подобное поведение о разрыве единого правового поля России и целенаправленной дискриминации уроженцев Кавказа? И способны ли жители или власти кавказских республик добиться окончательного устранения этой проблемы?

Шамсаил Саралиев

Насколько мне известно, руководство Воронежской области, а также правоохранительные органы региона отреагировали на ситуацию. Но факт остается фактом. Есть высказывания националистического характера, их определит суд, куда я направил соответствующий запрос. Например, у нас в Чечне не может быть подобных инцидентов.

Потому что с первых дней глава республики Рамзан Кадыров заявил, что он отвечает за каждого гражданина, проживающего на территории нашей республики, перед Всевышним и страной. И не имеет значения, какой он национальности и вероисповедания. Такая политика должна быть по всей нашей стране. Мы не должны делить людей.

Надо судить по тому, как гражданин себя ведет, соблюдает ли законы. Если он нарушает законы России, то неважно, какой национальности, отвечать по закону должны все одинаково. Благодарю всех небезразличных жителей. И русские люди поддержали позицию, осудили подобные действия людей, которые происходят у нас в стране.

Сулиета Кусова-Чухо

Это традиционное явление, и оно имеет свои причины. И одна из них - мы не умеем защищать себя в респектабельном поле. У нас нет политиков, нет лидеров общественного мнения, нет тех тяжеловесов-интеллектуалов, способных взять на себя эту ношу.

Я не являюсь фанатом Рамзана Кадырова, но в чем ему нужно отдать должное, так это в том, что он умеет защищать чеченцев и они об этом знают и чувствуют себя уверенно. Это очевидно продемонстрировало смелое (даже эпатажное) поведение чеченской семьи в Воронеже.

Здесь, скорее, нужно размышлять не о «целенаправленной дискриминации уроженцев Кавказа», а о том, кем мы сами себя видим в пространстве России, какого уровня социокультурную нишу занимаем и в чем мы можем быть конкурентны в этой многонациональной симфонии. А нам есть, чем гордиться и что рассказать о себе, мы просто не умеем этого делать.

Например, к столетию двух революций я приготовила сценарий по событиям на Северном Кавказе, по нашей «Белой гвардии», которая ушла вместе с Русской армией за границу. А туда ушел наш мощнейший интеллектуальный потенциал, политики, бизнесмены.

Только фигура Тапы Чермоева, чеченского миллионера, нефтяника достояна отдельного фильма. В эмиграции он содержал опальную царицу Марию Федоровну, когда от нее отказались родственные ей королевские дворы. Он хранил преданность царской семье, поскольку служил в императорском карауле.

 

Трагически сгоревший в революционном огне шейх Дени Арсанов, оставивший мощное завещание всем мусульманам Северного Кавказа. Дипломат Гейдар Баммат, тончайший знаток ислама. В эмиграции в Париже он написал на французском языке философский трактат «Лики ислама», который привел в восхищение западных исламоведов. 

Ярчайшие представители осетинской эмиграции, украсившей собою жизнь Франции. Эти люди приняли Февральскую революцию, но не приняли Октябрьскую. Трагический и великий пласт нашей истории, абсолютно неизвестный практически вычеркнутый из национальной памяти.

И если я расскажу реакцию «республиканских деятелей» на предложение принять участие в съемках фильма, это будет просто ядовитый памфлет. Вот так мы себя и позиционируем. От скандала до скандала. Вот над чем нужно задуматься.

Источник : ИА портал "On Kavkaz"


Чтобы добавлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь
ПОДЕЛИТЬСЯ
РЕЙТИНГИ
По количеству статей и инициатив
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
ДЕПУТАТЫ
ИНИЦИАТИВЫ
Карамышев В.Н. Государственная Дума РФ 1
359 535 51329 0
Саралиев Ш.Ю. Государственная Дума РФ 2
342 130 51267 0
Пивков С.А. Архангельское областное Собрание депутатов 3
309 301 48387 0
Шагапова Р.А. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан 4
291 437 52964 3
Егорова Т.Б. Парламент Кабардино-Балкарской Республики 5
150 18 19030 0
РЕЙТИНГ СФОРМИРОВАН ПО ДАННЫМ ПОРТАЛА ПО КОЛИЧЕСТВУ:
статей и инициатив лайков просмотров комментариев
Подробнее
Яндекс.Метрика