17 АВГУСТА 2018, ПЯТНИЦА, 11:50

ИНИЦИАТИВА

Проект закона Республики Марий Эл «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Марий Эл»

Пояснительная записка

За последние годы на потребительском рынке Российской Федерации появилось большое количество тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных и слабоалкогольных. Определение данных напитков содержится в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880, и национальном стандарте ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 476-ст.

Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (C, PP, B2, B5, B6, B12). Учитывая то, что содержание кофеина в тонизирующих напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л) при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл до 500 мл, не исключена возможность употребления тонизирующего напитка лицом более одной упаковки в день, что может привести к негативному воздействию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями. Употребление слабоалкогольных тонизирующих напитков влияет на характер алкогольного опьянения, снижая его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.

Натуральный объем продаж энергетических напитков в России за последние 5 лет вырос на 46 млн литров (2009 г. – 103 млн литров, 2014 г. – 149 млн литров). На сегодняшний день по экспертным оценкам наблюдается ускоренный рост объема продаж и расширение ассортимента безалкогольных энергетических напитков. К 2015 году объем продаж может возрасти до 162 млн литров. Причина роста рынка усматривается в увеличении продаж в недавно появившемся сегменте энергетиков эконом-класса. Из-за появления более дешевых энергетиков доля потребителей энергетических напитков увеличится и достигнет порядка 14% населения страны. Среднее потребление на душу населения к началу 2015 г. возросло до 1 л в год (По данным маркетингового исследования ООО "Бизнес Статистика").

В основном указанные напитки употребляет молодежь, а именно несовершеннолетние под влиянием средств массовой информации, агрессивной рекламной кампании, наружной рекламы, а также многочисленных публичных рекламных акций. Согласно исследованию Национального фонда защиты потребителей совместно с НИИ питания РАМН и ВЦИОМ чаще всего энергетические напитки употребляют молодые люди. В возрастной категории 12-17 лет 23% употребляющих энергетики, а в возрастной группе 18-44 лет потребление тонизирующих напитков снижается до 20%. Данные напитки намеренно создаются с вкусовыми характеристиками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, они выпускаются в красочной, привлекательной потребительской упаковке, содержащей молодежную символику, в то время как сведения о наличии тонизирующих веществ представлены в плохо читаемой мелкой и неконтрастной форме. Это создает ложный имидж указанной продукции, как близкой к обычным прохладительным напиткам.

В феврале 2015 года средством массовой информации Республики Марий Эл "Республиканский рекламно-информационный еженедельник "Ваш Новый День" было проведен опрос среди населения "Как Вы считаете, нужно ли ввести полный запрет на продажу алкогольных энергетических напитков в Марий Эл?" 78 процентов опрошенных поддержали полный запрет, согласно опубликованной в газете информации 28 февраля 2015 года.

В ряде стран Европы (Норвегии, Дании, Франции) и Америки энергетические напитки считаются лекарственными средствами и продаются только в аптечных учреждениях.

Основной целью предполагаемого регулирования является предупреждение негативного воздействия на организм несовершеннолетних граждан тонизирующих компонентов напитков. Данная задача ставится в послании Президента РФ Федеральному собранию 2014, в разделах  II и III Концепции реализации государственной политики  по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р), в разделе II (абзацы 4,6), разделе III (абзацы 5, 7) Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. В данных документах важное значение уделяется обеспечению приоритета защиты жизни и здоровья граждан РФ и, прежде всего, молодежи по отношению к экономическим интересам хозяйствующих субъектов.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Проект закона Республики Марий Эл «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Марий Эл» (далее – проект закона) разработан в целях обеспечения безопасности граждан и предотвращения негативного влияния тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных, на их здоровье.

Проектом закона предусмотрено установление запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Марий Эл. Введение запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков направлено на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан и не противоречит действующему законодательству.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков. Вместе с тем, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года № 476-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия» (далее – ГОСТ). Из положений указанного ГОСТа следует вывод, что тонизирующие напитки представляют опасность для здоровья. Кроме того, в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.

Следовательно, употребление тонизирующих напитков, пусть даже и соответствующих ГОСТам, может повлечь причинение вреда здоровью несовершеннолетних граждан, а также лиц старшего и пожилого возраста.

В соответствии с пунктами «б», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; административное законодательство.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в проекте закона не предусматривается ограничение продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории субъекта Российской Федерации, но устанавливаются ограничения на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков:

несовершеннолетним;

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами;

в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних.

Устанавливается право лица, непосредственно осуществляющего отпуск безалкогольных тонизирующих напитков (продавца), в случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Принятие закона об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков будет способствовать более эффективному осуществлению переданных субъектам Российской Федерации полномочий, защите жизни и здоровья населения, а также профилактике алкоголизации населения.

Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в проекте закона не выявлено.

На проект закона получено отрицательное заключение Правительства Республики Марий Эл, в котором аргументируется отсутствие опасности от употребления тонизирующих напитков, а также несоответствие проекта закона статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), что, в том числе, ограничивает не запрещенную законом свободу экономической деятельности.

Из положений ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" следует вывод, что тонизирующие напитки могут представлять опасность для здоровья.

Так, согласно пункту 5.4.1. ГОСТа маркирование потребительской тары проводят по ГОСТ Р 51074 с указанием:

- не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, больным гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, выраженным атеросклерозом, лицам, страдающим бессонницей, беременным и кормящим женщинам".

Кроме того, в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.

Следовательно, употребление тонизирующих напитков, пусть даже и соответствующих ГОСТам, может повлечь причинение вреда здоровью в большей степени несовершеннолетним гражданам.

Согласно статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ розничная торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом б пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

Статья 4 проекта закона не вводит ограничение продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Марий Эл, а вводит ограничение только на его продажу несовершеннолетним и в определенных местах, а именно: в детских, образовательных и медицинских организациях; в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.

Кроме того, частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действия (бездействия).

Статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, Федеральным законом предусмотрены случай, когда органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе и полного запрета на ее розничную продажу, что распространяется и на слабоалкогольные тонизирующие напитки.

В соответствии с этим аналогичные региональные законы приняты в Псковской области, Республике Тыва, Московской области, Владимирской области, Орловской области, Тульской области, Ставропольском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкесской Республике, Оренбургской области, Белгородской области, Курской области, Ростовской области, Краснодарском крае, г. Москве, Приморском крае, Пензенской области, Рязанской области, Санкт-Петербурге, Вологодской области, Липецкой области, Курганской области, Республике Калмыкии, Чукотском автономном округе, Забайкальском крае, Сахалинской области, г. Севастополе, Алтайском крае, Астраханской области, Республике Ингушетия, Республике Коми, Чеченской Республике (всего – 32).

Кроме того, выводы о том, что употребление тонизирующих напитков, пусть даже и соответствующих ГОСТам, может повлечь причинение вреда здоровью несовершеннолетним гражданам, о соответствии подобного регионального законодательного регулирования федеральному законодательству были сделаны также Арбитражным Судом Краснодарского края (решение от 01.07.2013 по делу № А32-2671/2013), Федеральным Арбитражным Судом Северо-Кавказского округа (постановление от 7 октября 2013 г. по делу № А32-2671/2013, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (определение от 03.03.2014 № ВАС-17535/13), отказавшими в удовлетворении требований Федеральной антимонопольной службы России.

 

Законопроект был внесен на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл в апреле 2015 года.

Обсуждение инициативы завершено.


Чтобы добавлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь
ПОДЕЛИТЬСЯ
РЕЙТИНГИ
По количеству статей и инициатив
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
ДЕПУТАТЫ
ИНИЦИАТИВЫ
Пивков С.А. Архангельское областное Собрание депутатов 1
425 359 72398 0
Карамышев В.Н. Государственная Дума РФ 2
415 535 74630 0
Саралиев Ш.Ю. Государственная Дума РФ 3
394 130 67617 0
Шагапова Р.А. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан 4
302 437 67130 3
Егорова Т.Б. Парламент Кабардино-Балкарской Республики 5
209 21 31133 0
РЕЙТИНГ СФОРМИРОВАН ПО ДАННЫМ ПОРТАЛА ПО КОЛИЧЕСТВУ:
статей и инициатив лайков просмотров комментариев
Подробнее
Яндекс.Метрика