18 ЯНВАРЯ 2018, ЧЕТВЕРГ, 07:15

ИНИЦИАТИВА

Проект закона Республики Марий Эл "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 49-З "О мерах государственной социальной поддержки в сфере образования"

Пояснительная записка

 

 

Проект закона Республики Марий Эл "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 49-З "О мерах государственной социальной поддержки в сфере образования" разработан в развитие положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со следующим подпунктом 13.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к таким полномочиям относится решение вопроса организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

 

Аналогичного содержания норма содержится и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"  (статья 8).

 

Организация же предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время в силу пункта 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения соответственно муниципального района и городского округа.

 

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования также приведены в ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". К этим полномочиям относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

 

Между тем, частью 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии с частью 2 указанной статьи родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В развитие этого статьей 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.

 

Как следует из п. 1 ст. 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", образовательные программы осваиваются в следующих формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность - в форме очной, очно-заочной, заочной; вне таких организаций - в форме семейного образования и самообразования. При этом, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Статья 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает обязанность для таких обучающихся ликвидировать задолженность: "Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации".

 

В силу пункта 2 ст. 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

 

В соответствии со статьей 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения.

 

Таким образом, федеральное законодательство определяет форму семейного образования, как форму, имеющую право на существование, развитие и поддержку. Проектом закона Республики Марий Эл “О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 49-З "О мерах государственной социальной поддержки в сфере образования” предлагается поддержать форму семейного образования при соблюдении обучающимся и родителями обучающегося ряда условий:

 

1. Обучающийся должен проживать и проходить аттестацию в Республике Марий Эл;

 

2. Таким обучающимся, получающим меру социальной поддержки в сфере образования, не может быть ребенок-инвалид, получающий другие схожие меры социальной поддержки;

 

3. Мера социальной поддержки в сфере образования не распространяется на обучающихся дошкольных учреждений;

 

4. Обучающийся должен пройти аттестацию по окончании учебного года, что не исключает возможность прохождения иных видов промежуточной аттестации – ежеквартально, ежемесячно, раз в полгода и т.п.;

 

5. Обучающийся должен пройти аттестацию по окончании учебного года в муниципальной или государственной образовательной организации, а не в частном или ином негосударственном учреждении.

 

Необходимость прохождения аттестации исключает получение меры социальной поддержки для родителей, которые ставят целью получение выплаты, а не воспитание и образование ребенка.

 

Принятие закона позволит органам власти в лице образовательных учреждений контролировать качество образования детей, организованное вне образовательных учреждений.

 

Размер денежной выплаты предлагается установить в соответствии с размером затрат республиканского бюджета Республики Марий Эл в случае реализации безусловного права родителями ребенка на отказ от семейной формы образования и зачисления в образовательное учреждение.

 

На данный момент в законодательстве Республики Марий Эл меры социальной поддержки в сфере образования для обучающихся в форме семейного образования не предусмотрены.

 

Положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в проекте закона не выявлено.

 

 

Проект закона был внесен на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл в ноябре 2015 года.

Обсуждение инициативы завершено.
Скачать Проект Закона РМЭ.doc 44 Кб
Скачать Финансово-экономическое обоснование.doc 59.5 Кб
Скачать Перечень.docx 11.5 Кб


Чтобы добавлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь
ПОДЕЛИТЬСЯ
РЕЙТИНГИ
По количеству статей и инициатив
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
По количеству лайков
По количеству просмотров
По количеству комментариев
ДЕПУТАТЫ
ИНИЦИАТИВЫ
Карамышев В.Н. Государственная Дума РФ 1
367 535 53861 0
Саралиев Ш.Ю. Государственная Дума РФ 2
360 130 53421 0
Пивков С.А. Архангельское областное Собрание депутатов 3
317 306 50491 0
Шагапова Р.А. Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан 4
302 437 54659 3
Егорова Т.Б. Парламент Кабардино-Балкарской Республики 5
160 18 20162 0
РЕЙТИНГ СФОРМИРОВАН ПО ДАННЫМ ПОРТАЛА ПО КОЛИЧЕСТВУ:
статей и инициатив лайков просмотров комментариев
Подробнее
Яндекс.Метрика